21 декабря - проект Московской государственной академической филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «www.баян.ру. Перезагрузка» в рамках IX Международного Рождественского фестиваля: мировая премьера версии для баяна и гитары «Гольдберг-вариации» И.-С. Баха». Это будет единственное выступление двух виртуозов - Иосифа Пурица (баян) и Ровшана Мамедкулиева (гитара) редкая, необычная коллаборация двух популярных инструментов – баяна и гитары.
Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны». Автор, куратор и ведущий программы – главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов.
Баянист Иосиф Пуриц – представитель славной династии баянистов, ученик маститого педагога Фридриха Липса. Лауреат более 30 международных состязаний. Пуриц получил образование в Музыкальном колледже при Московском государственном институте музыки им. А.Г. Шнитке, Российской академии музыки им. Гнесиных. Продолжил обучение в Королевской академии музыки в Лондоне, по окончании которой стал вторым из двух баянистов, получивших диплом с отличием, за всю 30-летнюю историю факультета.
Гитарист Ровшан Мамедкулиев – лауреат более 25 международных и всероссийских конкурсов гитаристов.
В мировых СМИ игру Ровшана называют красочной, уверенной, изысканной, а самого музыканта – уникальным огненно-ярким талантом и одним из самых захватывающих инструменталистов. Безукоризненная игра, широкий репертуар и зрелищность выступлений сделали «поэта гитары» любимцем публики.
В транскрипции известных музыкантов прозвучат знаменитые «Гольдберг-вариации» Баха» - одна из вершин клавирного творчества Иоганна Себастьяна Баха, но в уникальной версии для баяна и гитары.
Существует легенда, согласно которой «Гольдберг-вариации» считаются написанными по заказу влиятельного вельможи, страдавшего от бессонницы. Когда великий И.-С. Бах состоял домашним музыкантом при Саксонском дворе, граф Кайзерлинг заказал ему музыку, чтобы «разгонять тоску в часы бессонницы». Она предназначалась для исполнения личным музыкантом графа, юным виртуозом Иоганном Гольдбергом, бравшим уроки игры на клавесине у И.-С. Баха
Казалось бы, произведение «на случай». Но для Баха оно было не «проходным», родился знаменитый клавирный шедевр эпохи барокко. Эти вариации совершенной формы и невероятной музыкальной красоты – возможно, самый изысканный способ отвлечься от бессонницы.
«Вариации Гольдберга» – это ария и тридцать вариаций для клавесина, в основе которых лежит ранее написанная сарабанда из второй нотной тетради Анны Магдалины Бах.
Если во времена Баха «Вариации Гольдберга» рассматривались в качестве упражнения, то в 20 веке гениальное, очень сложное в исполнении произведение получило мировое признание. Это завораживающее, загадочное, полное символики сочинение лучшие музыканты мира включают в свой репертуар.
На титульном листе Бах указал, что произведение предназначено для клавесина. Но сегодня «Гольдберг-вариации» существуют в вариантах для фортепиано, органа, арфы, гитары, струнного трио, камерного оркестра, электронных инструментов и других ансамблей.
Без преувеличения, этот концерт будет интересен и тем, кто впервые услышит прекрасные «Гольдберг-вариации» Баха, и тем, у кого появится возможность оценить новое звучание знакомого сочинения.
21 декабря в 19.00. Органный концертный зал.
Дата публикации: 19 декабря 2022