ГКБУК «Пермская краевая филармония»

История

Музыка — душа народа. Эта известная истина прекрасно иллюстрируется историей Пермской краевой филармонии, в которой каждый год из прожитых по-своему значителен. В реальной жизни, как в гамме, подъем от нижнего «до» до самой высокой, юбилейной, ноты полон драматических коллизий и высокого напряжения.

Пермь всегда жила музыкой. Она слышалась из особняков, звучала с площадки загородного сада, из окон домов рабочих поселков. Среди горожан пользовались популярностью домашние музыкальные вечера — такие, как например, в доме Дягилевых на Сибиркой.

Огромную роль в музыкальном «образовании» пермяков сыграли народные хоры, созданные и опекаемые оперным певцом и страстным пропагандистом хорового пения Александром Городцовым, а также открывшийся в 1880 г. первый на Урале музыкальный театр. Концерты в дворянском собрании и купеческом клубе стали традицией. В город потянулись гастролеры…

Так, год за годом, формировалось некое музыкальное пространство, вертикалью которого стала улица Сибирская с загородным садом, домом Дягилевых, Дворянским собранием и городским театром.

Горизонтальной линией была Кама, на набережной которой летом устраивались праздники и провожались пароходы… В исполнении духового военного оркестра звучали волшебные мелодии Штрауса, в чести были салонные душещипательные романсы.

В годы социалистического строительного бума на окраинах вместе с новыми заводами появились и новые «культурные очаги» — так назывались клубы, где разворачивало «плечи» движение самодеятельных кружков и яркое плакатное действо агитбригад. Цыганские романсы объявили мещанством, классическую музыку заменили бодрые марши и «ура-патриотические» песни.

Город быстро разрастался, взрослел, мужал. Появилась абсолютно новая категория людей — заводская интеллигенция, для которой музыка стала необходимой составной бытия. Да и государство было заинтересовано в просвещении народа. Перми катастрофически не хватало некой системной структуры для организации концертной деятельности.

Первый директор Пермской филармонии А. А. Белокопытов (слева)

В соседнем Свердловске уже работала такая концертная организация, когда в Перми (Молотове) открывается ее отделение. Через два года отделение стало называться Пермской филармонией. Точная дата „рождения“ Пермской филармонии — 3 января 1936 года. Именно тогда на свет появилось концертно-театральное бюро, директором которого стал Андрей Алексеевич Белокопытов.

В августе 1938-го была создана Пермская областная филармония, которую возглавил Самуил Соломонович Вейхман — легендарная личность, блестящий организатор (теперь сказали бы — менеджер) и талантливый руководитель, человек широкого кругозора, умеющий находить подход к любому артисту. Тридцать шесть лет на посту директора филармонии, с 1938 по 1974 годы, — рекорд, достойный книги Гиннеса!

Концертными площадками стали небольшие залы заводских клубов в Мотовилихе, Нижней Курье, сцена построенного в 1943 году дома Советской армии (позже он получил называние Дома офицеров), апартаменты публичной библиотеки на Сибирской, небольшой зал Дома ученых, расположенный на той же Сибирской (во дворе Педагогического института), клуб „Профинтерн“ (здание бывшего Дворянского собрания).

Главной задачей тех лет стала организация концертов в горячие дни посевной и уборочной компаний в сельских районах области, а также для заводских аудиторий в дни праздников. Соответственно „ковался“ и репертуар: если требовалось что-то повеселее, в ход шел цыганский ансамбль или гусляры, если напрашивался патриотический дух, в программу включались эстрадные куплеты и скетчи. Выступления столичных знаменитостей горожане встречали переполненными залами: Пермь семимильными шагами приобщалась к высокому искусству…

Музы не молчали

С первых дней Великой Отечественной войны жизнь тихого провинциального города (тогда он назывался Молотов) оказалась буквально „взорвана“. За три летних месяца сюда прибыло 124 промышленных предприятия из Подмосковья и западных областей страны, где уже шли боевые действия. Таким образом, вместе с крупными заводами (как правило, военного профиля), известными театральными коллективами (Мариинка и театр эстрадной миниатюры — в Перми, Ленинградский ТЮЗ — в Березниках), многочисленной группой столичных писателей и художников в городе на Каме на четыре года „застряла“ большая группа технической и творческой интеллигенции, которая значительно повлияла на рост культуры Прикамья.

В филармонии появляется творческая группа в 20 человек из числа эвакуированных артистов. Кроме того, активно сотрудничают с филармонией и местные театральные силы. Так, коллектив Мариинского театра с первых дней пребывания на Урале организовал концертные бригады для выступлений в цехах заводов. Столичные композиторы, жившие в гостинице „Центральной“ сочиняли песни военного времени (в том числе и про Уральский добровольческий танковый корпус), а поэты писали злые куплеты про Гитлера.… В городе было открыто более пятидесяти госпиталей: палаты раненых бойцов тоже стали местом выступлений артистов. При областной филармонии было сформировано две фронтовые концертные бригады, а затем появился и фронтовой театр „Звездочка“.

Их было тринадцать — участников фронтовой агитбригады, затем переименованный в театр, да еще и гвардейский! На фронт они отправились в 13-ом вагоне, а всего в эшелоне, идущем из Перми на Северо-Западный фронт, было 64 вагона. С подарками и продовольствием — шапками-ушанками, варежками и валенками, а еще с сухарями и печеньем, консервами и колбасой. Первый концерт артисты дали 23 февраля 1943 года на заснеженной полуразрушенной станции Валдай. Потом „Звездочке“ приходилось выступать и в блиндажах, и в противотанковых рвах, и под открытым небом под вой снарядов. Всего за годы войны этот единственный в своем роде фронтовой театр дал более 2500 концертов.

В состав фронтовых концертных бригад входили не только певцы и музыканты, но и артисты разговорного жанра, куплетисты. Журналист областной газеты „Звезда“ Сергей Стрижов писал хлесткие фельетоны и сам вел, как конферансье, концерты.

В залах заводских клубов, на передовой под бомбежкой, на посевной и в госпитальных палатах концерт воспринимался не как развлечение, он был событием. Музы не молчали, поднимали бойцам настроение, воодушевляли на ратные дела.

Но пришло время перестраивать работу филармонии с гастрольных „рельсов“ на создание авторских коллективов и своего репертуара. Однако сначала надо было обзавестись собственным домом.

Обретение дома

Самуил Соломонович Вейхман — директор Пермской филармонии с 1938 по 1974 годы.

Долгие годы у филармонии не было своего помещения. Даже репетиции проходили частенько „на выездах“. „Квартирное путешествие“ с места на место длилось без малого сорок лет! Самуил Соломонович практически не бывал дома, нередко оставаясь на ночь в своем маленьком кабинете. Где-то в конце войны филармония получила две небольшие комнаты на третьем этаже старинного Смышляевского особняка над читальным залом располагавшейся там библиотеки имени Горького. Вечерами, после закрытия библиотеки, музыканты репетировали в опустевшем читальном зале. Здесь же, на третьем этаже, прямо над читальным залом в двух маленьких комнатах рождались идеи новых программ. А вечером, после закрытия библиотеки, в читальном зале, где от просвещенной семьи купца Смышляева осталось небольшое пространство сцены домашнего театра, проходили поздние камерные концерты с участием как вокалистов и музыкантов-гастролеров, так и своих — из „Мариинки“. Акустика старинного особняка была великолепной, так что музыку было слышно и на улице…

Сразу после войны формируется штат собственных исполнителей из десяти человек (певцы, инструменталисты, чтецы). Именно в эти годы заложены основы деятельности музыкального лектория, активно развивается просветительская деятельность филармонии. На сцене построенного Дома офицеров идут лекции-концерты для школьников и студенческой молодежи. Тематические концерты проходят и в далеких от центра области сельских клубах. На пермском небосклоне появляется собственная звездочка — Татьяна Орестовна Каленюк, прекрасный музыковед и отличный рассказчик. Она умела блестяще преподнести сложный искусствоведческий материал и заинтересовать любую аудиторию.

Вспоминает Татьяна Орестовна Каленюк: „В первые годы своего становления филармония во главе с директором Вейхманом размещалась в одной комнате с единственным телефоном. И это не мешало нам создавать интересные программы и очень много и напряжено работать… Часто выезжали в дальние районы, причем пианино возили с собой, для чего в машине было сделано специальное устройство…“

С конца 40-х гг. в Перми сложилась стройная система организации концертной жизни: по субботам и воскресеньям — камерные вечера в Доме офицеров, по понедельникам — симфонические концерты в театре оперы и балета, по четвергам — литературные или музыкально-образовательные концерты в здании старого драмтеатра (ныне ТЮЗ). И принцип „музыкальной трехдневки“ был неизменным вплоть до второй половины 80-х годов.

Тогда же, во второй половине 40-х Пермская филармония — одна из первых в стране! — приступила к созданию абонементной системы музыкально-образовательных концертов — так называемых университетов музыкальной культуры для студентов вузов, техникумов, рабочей молодежи, учащихся ДМШ и общеобразовательных школ. В конце 60-х Пермская филармония одна из первых в РСФСР стала проводить в детских музыкальных школах концерты-беседы инструменталистов — лауреатов международных и всесоюзных конкурсов „Музыканты играют и рассказывают“.

В сезоне 1952/53 впервые был проведен цикл абонементных музыкально-образовательных концертов для взрослых: „Инструменты симфонического оркестра“, „Увертюра и антракт“, „Симфоническая поэма и сюита“, „Симфония и концерт“. В 1957-м филармония приобрела свой первый концертный инструмент — рояль Bluethner. Тогда же начинается эпоха „субботне-воскресных“ камерных и литературных концертов в Доме политпросвещения, которые продолжались 30 лет! В 1958-м году была окончательно сформирована концертно-абонементная система музыкального воспитания школьников трех возрастов. Концерты проходили во Дворцах всех районов города. Перенимать пермский опыт приезжали представители филармоний из Омска и Иркутска. С 1957-го года начинается цикл исполнений кантатно-ораториальных сочинений. С середины 50-х гг. большим успехом у публики стали пользоваться концерты популярной музыки (Штраус, Дунаевский), хотя в это же время происходит небывалый всплеск интереса к симфоническим сезонам. В одном из таких концертов солировал А. Цфасман, исполнявший на рояле в сопровождении оркестра и оваций свои знаменитые „Снежинки“, „Вечные движения“, „Лирический вальс“, „Серенаду“ и румбу „Ожидание“. В 1965-м родилась традиция проведения ежегодных Детских симфонических концертов. С тех пор вот уже почти 50 лет в дни весенних школьных каникул на сцене оперного театра в сопровождении оркестра играли юные музыканты города и края, А с недавнего времени эти концерты стали проходить под патронажем филармонии в Большом зале и приурочены к Международному дню защиты детей.

В том же году началась „пятилетка“ музыкальных фестивалей в Прикамье с участием крупных исполнительских коллективов Москвы, Ленинграда и других городов — симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Вероники Дударовой, Свердловского симфонического оркестра, Латвийского академического оркестра, Ленинградской академической хоровой капеллы, Государственного эстрадного оркестра РСФСР, Уральского народного хора и многих других. В то время Пермь впервые услышала „соловья“ Козловского, скрипача Ойстраха, арфистку Дулову, пианиста Гилельса, Ленинградский квартет Глазунова, Государственный квартет Чайковского. Пермяки своими глазами могли увидеть и услышать великих — Вертинского, Русланову, Шульженко, Миронову и Менакера! Именно при Самуиле Соломоновиче после разовых симфонических концертов оркестра Мариинского театра с 1946 года в расписание культурной жизни были введены постоянные „симфонические понедельники“.

В 1952 году филармония обрела свой репетиционный класс (на правах аренды) на территории бывшего клуба им. Ленина (теперь детский клуб „Росток“). Затем филармонии снова выделили одну комнату в бывшей городской тюрьме. Но все эти „бытовые“ трудности не мешали созданию силами музыкального лектория монографических концертов, литературно-музыкальных композиций, монтажей опер („Свадьба Фигаро“ Моцарта, „Запорожец за Дунаем“ Гулак-Артемовского), которые пользовались огромной популярностью.

В послевоенные годы творческий состав филармонии значительно вырос. В 50-60-е годы ХХ века, оправившаяся от последствий тяжелой войны, страна переживает некий культурный „бум“. Пермь тоже наблюдает приток свежих сил. Вместо уехавших домой московских и ленинградских „звезд“ начинается процесс воспитания своих артистов. В филармонию приходит творческая молодежь — выпускники театральных вузов и консерваторий, талантливые самородки из самодеятельных коллективов. Это дает возможность расширить жанровые рамки. В концертах появляются скетчи, эстрадные номера, фольклор, оперетта, большая роль отводится конферансье. Еще при Вейхмане был создан первый Камерный оркестр филармонии под руководством Виктора Корначева (1969–74 гг.), имевший огромный успех у публики. А симфонические концерты с 1950-го года начинают проходить также в клубе завода им. Сталина, с 1952-53-го — во Дворце завода им. Свердлова. С 1955 года филармония проводит молодежные музыкальные вечера.

Наконец, в 1960 году после мытарств по различным „съемным“ квартирам филармония получила свой „угол“ в 60 кв. метров — шесть комнат в центре города (угловой дом по ул. Коммунистической и Газеты Звезда»), где можно было поставить свое первое собственное пианино, разметить первый собственный концертный отдел и начать новый этап биографии.

Артисты директора обожали и за отеческое отношение за глаза называли ласково «папой»…

29 сентября 2011 года в доме № 27 по улице 25-го Октября, благодаря инициативе директору филармонии Галине Кокоулиной, была открыта мемориальная доска Самуилу Соломоновичу Вейхману. Заслуженный работник культуры прожил в этой пятиэтажке 28 лет — с 1948-го по 1976-ой годы. Автор проекта мемориала — известный скульптор Равиль Исмагилов, председатель Пермского отделения союза художников России. Размеры доски, которая выполнена из красного индийского гранита, черного габродиабаса и белого мрамора, — 1800×1200 мм.

Рождение собственных звезд

Владимир Михайлович Матвеев директор филармонии с 1974 по 1991 годы

Филармонического «папу» на капитанском мостике филармонии сменил Владимир Михайлович Матвеев.

Мало кто знал, что у этого скромного молодого человека была дерзкая мечта — «рулить» культурой области. Мечта сбылась: толковый культработник, прекрасно зарекомендовавший себя как хороший организатор, в 1974 году был назначен директором филармонии. Он еще успел поработать под крылом Вейхмана и кое-чему научится у старшего товарища. Ну, а всевозможных идей у него было множество, и многие из них он сумел реализовать.

Человек энергичный и мобильный, Матвеев успешно продолжал развивать просветительское направление деятельности филармонии. Это было время рождения оригинальных творческих коллективов, которые впоследствии принесли Пермской филармонии известность.

В 1975 году при филармонии появился Уральский камерный хор, который с первого дня возглавляет Владислав Новик. Хор быстро заметили и оценили не только в Перми. Именно этот коллектив записал серию компакт-дисков, что стало серьезным прорывом в музыкальной культуре Прикамья. Матвеев старался угодить самым разнообразным зрительским вкусам, создавая различные эстрадные группы — «Три цвета радуги», «Уральские самоцветы», «Зори». Наиболее успешными оказались «Контраст» под руководством Виктора Руденко и «Аппетит» Александра Сумишевского.

У Матвеева был буквально «нюх» на таланты. Именно с его легкой руки создаются мужской вокальный квартет под управлением Игоря Воронина, проработавший в филармонии десять лет, иллюзионный театр Владимира Данилина, пользующийся огромным успехом. Данилин — вообще отдельная страница в истории филармонии. Он — создатель первого иллюзионистского спектакля в стране «Фокусы — это просто» (1985), первый российский чемпион мира по магии, автор уникальной книги с аналогичным названием, первый народный артист России Пермской филармонии.

Международное признание получили иллюзионисты В. и М. Бастраковы

Амбициозный стиль молодого директора буквально «заражал» артистов своим оптимизмом. Не было в стране фестиваля или конкурса, в котором бы не принимали участия артисты Пермской филармонии. И, как правило, побеждали! Международное призвание в своей стране и за рубежом получили Владимир и Елена Данилины. Их оригинальные фокусы, быстрый темп и яркий выразительный стиль исполнения ставили эту блистательную пару на самую верхнюю ступень артистического Олимпа. Следом, буквально наступая «на пятки» лауреатам, уверенно поднимался вверх и театр «Иллюзион» Валерия, Надежды и Ильи Бастраковых (Гран-при и звания лауреатов на международных конкурсах).

Почетные звания заслуженных артистов получают Юрий Иллютович, Олег Згогурин, Елена Данилина, звания народных артистов — Владимир Данилин, Владислав Новик; стали лауреатами всесоюзных конкуров пианист Юрий Агафонов, артист разговорного жанра Александр Сумишевский, певцы Василий Овчаров и Виктор Руденко, танцевальная пара Никонов-Лебзина, квартет «Каравай». Это было время становления своих собственных пермских звезд…

Елена и Владимир Данилины

В 1984 году в коллектив филармонии вливается Виктор Шеин (вокал, баян), в 85-м — Евгений Заякин (фортепиано). Не менее известным и популярным коллективом Пермской филармонии стал квартет русских народных инструментов «Каравай», созданный при филармонии в 1987 году (балалайка-прима, домра-альт, домра-прима, балалайка-бас). Во главе квартета стал выпускник Московского института им. Гнесиных Олег Згогурин, который все эти годы бессменно руководит коллективом. В 2013 году ансамбль отметил свое 25-летие. С появлением «короля инструментов» в 2003-м году в филармонии появляется штатная органистка Евгения Камянская.

В 90-е годы на смену мобильности и взаимозаменяемости артистов музыкального лектория пришла новая структура — стабильные лекторийные группы, которые ведут основную просветительскую работу с детской и молодежной аудиторией. Сегодня в филармонии работают две музыкально-лекторийных группы, у каждой из которых свой творческий стиль, своя манера общения со слушателями, «фирменные» приёмы работы с музыкальным материалом, репертуарные пристрастия. Однако общим показателем работы лекторийных групп являются их мобильность и оперативная реакция на потребности публики, профессионализм и высокое качество исполняемых программ.

В музыкальном лектории филармонии работают влюблённые в музыку люди, преданные своей профессии музыканты, — вокалисты, инструменталисты, музыковеды: певцы Саида Баженова (сопрано), Марина Гец (меццо-сопрано) и Борис Бердиков (бас), которые объединились в концертную группу с пианисткой Галиной Зерновой; вокалисты Генрих Егиазарьян (баритон), Галина Есипович (меццо-сопрано) и музыковед Ольга Качалина, готовящие свои концертные выступления с пианисткой, заслуженной артисткой России Людмилой Ивановой. Еще одна группа лектория — Владимир Заранко, Екатерина Каленюк, Людмила Иванова — была удостоена премии Пермской области в сфере культуры и искусства, воспринятой артистами как подтверждение важности и востребованности проводимой просветительской работы.

В 1980–2000-е гг. набирает силу фестивальное движение «Дни советской музыки» (1982), «Дни культуры и искусства Ленинграда в Пермской области» (1985), «Молодые таланты России» (1986). Особую популярность приобретают фестивали «Пермская антреприза», моноспектаклей «В начале было слово…" и Международный джазовый фестиваль (художественный руководитель — известный музыкант Даниил Крамер).

Светлана Петровна Ермакова — директор Пермской филармонии с 1991 по 2001 гг.

Во всех делах Матвееву активно помогает его заместитель Светлана Петровна Ермакова, позже, с 1991 по 2001 гг. она возглавляет филармонию. В Прикамье приезжают на гастроли многие известные российские и зарубежные коллективы. Активно работает филармония и со столичными театрами.

…Но у филармонии по-прежнему не было своего «дома». И лишь в 1976 году, благодаря неустанным хлопотам Матвеева, филармонии передано трехэтажное задние с подвалом, гаражом и репетиционными помещениями по ул. Советской, 69 (бывшее общежитие горисполкома, до революции — доходный дом Белова). Сейчас идет работа над тем, чтобы на фасаде этого красивого старинного особняка появилась мемориальная доска, посвященная Владимиру Михайловичу Матвееву.

Однако главное достижение того периода — кампания по созданию в Перми Органного зала. Светлана Ермакова вместе с художественным руководителем филармонии Рустемом Хасановым и заместителем директора по административно-хозяйственной части Владимиром Шевчуком, который после Ермаковой больше года исполнял обязанности директора, провели большую административную работу. Позже Рустем Талгатович Хасанов 4 года возглавлял Пермскую филармонию — с 2002 по 2005 годы.

 

Явление органа

Почти 15 лет потребовалось пермякам, чтобы мечта об Органном зале стала явью. И дело тут не в каких-то бюрократических препонах, а в объективных обстоятельствах.

Для размещения такого большого инструмента как орган требовалось особое помещение, но поиски удачного решения растянулись на годы.

Сначала для органа планировали использовать бывшую Феодосьевскую церковь. Акустически здание идеально подходило, но в это время началась компания по передаче храмов своим прежним владельцам. Первый план осуществить не удалось. И как показала история — к лучшему…

Позже возникла идея размещения органа в колонном зале института искусства и культуры, но и она отпала.

Рустем Талгатович Хасанов (слева) — директор Пермской филармонии с 2002 по 2005 гг.

7 сентября 2001 года распоряжением губернатора Пермской области принято решение о реконструкции конференц-зала, принадлежавшего областной администрации, под установку музыкального органа и создания там концертного зала современного уровня. У специалистов возникли опасения при планировании, так как рядом проходила трамвайная линия и улица была слишком шумной. Однако исследования дали положительную оценку: орган устанавливать можно!..

В ходе международного тендера определилась и фирма-изготовитель — Glatter-Gotz Orgelbau CmbH (г. Овенген, земля Баден-Вюртемберг, Германия), известная своими органами, установленными в Южной Корее, Ирландии, США. Пермский заказ стал первым из России.

Еще до начала работ в Перми побывала группа московских специалистов, которая разработала акустическое решение будущего оранного зала. При этом были максимально учтены все проблемы, вплоть до нужного материала для оштукатуривания стен, крепления стеновых панелей, выбора формы кресел. Именно эти детали и мелочи позволили пермскому органному залу стать одним из лучших в Европе.

Установка инструмента началась в 2003 году. В Пермь прибыл ценный груз — 291 ящик с деталями органа общим весом в 12,6 тонн. К монтажу органа 23 сентября 2003 года приступила бригада немецких специалистов, которые осуществили монтаж инструмента, состоящий из 2362 труб различной конструкции и назначения. Эта сложная филигранная работа была исполнена с блеском!

С того дня Пермский орган зажил своей жизнью — насыщенной, яркой и многогранной. Этот небольшой зал на 412 мест стал самым популярным и одним из любимых мест отдыха горожан.

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно
Мы используем cookie. Во время посещения сайта ГКБУК «Пермская краевая филармония» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.